Пока каждая следующая игра у ThatGameCompany выходит лучше предыдущей, раз за разом поражая необычным подходом. С одной стороны, при линейке в три с половиной игры это гораздо проще, чем при линейке в три десятка, но в любом случае тенденция положительная. «Самая ожидаемая инди игра года» звучит вообще как оксюморон, но таково Journey. Пусть Flower и не стал громким тайтлом, но исподволь, тихо, он завоевал сердца игроков. Новую работу этой студии ждали больше двух лет. Даже окажись она точной копией Flower в других декорациях, она была бы обречена на успех. Между тем Journey совсем другая (хоть и все так же больше искусство, чем игра), еще более проработанная, захватывающая и грандиозная.
Пост-релизный трейлер с оценками.
В PlayStation Store игру можно найти под именем Путешествие. Игра полностью переведена на русский язык – описания ачивок, игровое меню и финальные титры. В самой игре нет ни слова, как и во всех предыдущих проектах компании. Journey обращается сразу к чувствам. И люди откликаются. О популярности игры свидетельствует не только высокий рейтинг в PS - 4,8 из 6000 голосов, что небывалая величина, не только первое место по продажам за март в PSN (речь идет о загрузке без учета дисков и продления подписок), но и количество фанарта.
В принципе, Путешествие гораздо больше похожа на традиционные игры – по уровням спрятаны секреты, до которых не так уж легко добраться технически, не говоря уже о том, что их вовсе не видно сразу. Появился ограниченный ресурс, позволяющий летать. Ветер надувает полы плаща путешественника, и он поднимается в воздух. Каждая секунда полета тратит заряд шарфа, чем длиннее шарф, тем дольше можно лететь. Сияющие руны, спрятанные по тайным углам, удлиняют шарф, а подзарядить его можно прикосновением к рунам тканевым, будь они растущими из земли или парящими вокруг. Путешественник может не только двигаться, но и звучать, взаимодействуя с некоторыми предметами и местной фауной.
Обзор Journey - Путь длиною в жизнь
Обзор Journey - Путь длиною в жизнь
Дзынь!
В начале игры покажут небольшое руководство по управлению персонажем, просто в картинках. Наш герой поднимется на песчаный холм, и бросит взгляд на гору вдалеке. Путешествие начинается. Игра не дает такой свободы и чувства полета, как Flower, хотя странник много времени проведет паря над землей. Оно и понятно, ведь Flower это прекрасный цветочный сон, а Journey рассказывает о реальности. Мистическая аллегория жизни, трудный путь к далекой вершине. Можно пройти его в одиночестве, а можно с напарником, шаг за шагом, этап за этапом. Вдвоем идти легче, но встретится ли подходящий спутник? Сколько он пробудет рядом?
Да, в Journey есть мультиплеер, если подключить онлайн режим. На каждом уровне вы будете не одни, а с напарником, где-то так же играющем в Journey, при этом игре нет ни голосового, ни текстового чата. Единственный способ взаимодействия – все те же музыкальные звуки.
И этого достаточно.
Поразительным образом может родиться взаимопонимание между двумя совершенно незнакомыми людьми, случайно встретившимися на долгом пути. Идти вместе гораздо проще – более опытный спутник может показать дорогу, подсказать, где искать секреты, просто поддержать. Я трижды падала с обрыва, сдуваемая ветром, а второй путешественник терпеливо меня ждал, чтобы вести дальше – сама бы я дошла нескоро. Journey создана для совместного прохождения. Поразительно, как простые сюжеты без единого слова могут вобрать в себя всю полноту человеческих отношений, просто отразившись в нас. Помогать спутнику или покинуть его – дело лично каждого, в конце концов это только игра, но эту часть повести мы создаем сами. От себя я советую проходить игру в первый раз именно в онлайн-режиме. Эмоции при совместном восхождении удивительно яркие, а финал трогает до глубины души.
Потом, уже завершив один раз Путешествие, можно глянуть на список достижений, отключить онлайн-режим и вволю побродить по просторам занесенного песками мира, отыскивая спрятанные секреты. Хотя на части уровней чувствуешь себя попросту одиноко, пробираясь по ним без компании.
Есть в игре и опасности, неодолимые противники, которые могут навредить беззащитным путешественникам, и их лучше обойти стороной. Более того, в Путешествии есть сюжет, рассказанный языком символов и картин в заброшенных храмах. Вглядываясь в полустертые рисунки и слушая голоса далеких предков, можно понять, кто эти путешественники и куда держат путь.
Обзор Journey - Путь длиною в жизнь
Обзор Journey - Путь длиною в жизнь
Реликвия
Жанровые границы Путешествия несколько размыты. Его можно назвать и платформером и головоломкой, а местами оно напоминает квест в лучших традициях Myst (небольшое преувеличение). Путешествие не обычная игра, а, может, вовсе и не игра, а интерактивная сказка.
С точки зрения музыки Путешествие прекрасно, как и все работы ThatGameStudio. Творчество композитора игры Остина Винтори [Austin Wintory] ценно само по себе, а будучи вплетенным в игру властвует над эмоциями. Теперь это не безмятежные грезы, но мысли путника, идущего по пустыне к заветной цели. Порой он спокоен, порой встревожен или напуган – музыка передает впечатления в полной мере. Весь OST – тут.
Несмотря на упрощенно-нечеловеческую модель персонажей, анимация их удивительно живая, не нуждающаяся в дополнительной детализации. Все этапы выполнены в едином стиле, но каждый узнаваем. Проработка задних планов и окружения на высочайшем уровне. Когда поднимаешься на дюну, хочется вертеть камерой, оглядывая открывающиеся красоты, а песок просто завораживающе разлетается под ногами. Каждая деталь выверена – и ослепительный блеск песка в закатных лучах, и ветер, несущий желтую пыль, и снег, проваливающийся под ногами. Доступные пространства ограничены элегантно, но четко – навстречу путешественнику дует ветер, все сильней и сильней, пока вовсе не сбивает с ног. Можно раз за разом съезжать по склону, любуясь волнами песка и вздымающимися дюнами.
Путешествие не пытается заставить вас думать, но она дает прочувствовать. Без нравоучения, без надрыва развертывается в ней история странника. Метафора несложна – пусть действие и разворачивается в заброшенном, занесенном песками выдуманном мире, а герои похожи на людей лишь условно. Путешествие к далекой и труднодоступной вершине – жизненный путь, который предстоит пройти каждому, в одиночку или нет, тут уж как повезет.
Несомненно, если у вас есть PlayStation 3, Journey стоит приобрести, ее хочется рекомендовать всем и каждому, и только приставка вносит свои ограничения. Впрочем, Journey – последняя из трех игр, на которые был подписан контракт с Сони. Возможно, следующие проекты будут выходить и на других платформах.
Несомненно, слово инди, произошедшее от Independent, не совсем точно описывает положение игры, разработанной под крылом огромной корпорации, но зато Journey полностью независима от каких-либо рамок. Необычный взгляд на индустрию, нестандартный подход к понятию игры. Путешествие дарит вам расслабление, но работает непосредственно с чувствами. Совершенная, полная эстетики философская притча, где вы – главный герой, на мой взгляд действительно открывает новые горизонты для индустрии. Какие плоды это может принести? У нас есть шанс это увидеть.
Я присоединяюсь к высоким оценкам, скинув немного за то, что это не совсем игра.
9/10
Все подписи к артам кликабельны ссылками на авторов. Геймплейного видео не нашла - либо с комментариями, либо с прохождением.